Блог об инвестициях в курортную недвижимость. Сохраняем и приумножаем сбережения.

Почему растет спрос на коммерческую недвижимость и какие стратегии актуальны в 2024 году?

Рост спроса на коммерческую недвижимость мы наблюдаем уже несколько лет. В прошлом году об этом писали «Известия» и «Интерфакс», недавно об этом снова заговорили в РБК, «Российской газете» и «Ленте». По последним цифрам, спрос на аренду коммерческих помещений в России вырос на 13% по сравнению с началом прошлого года, а ее продажи в 2023 году превысили прошлогодний годовой объем на 50%.

Почему так происходит?

Коммерческая недвижимость и готовый арендный бизнес — очень хороший инструмент для получения пассивного дохода, если вы правильно выбрали объект. Большая часть семей, которые выбрали этот инструмент, планирует создать себе систему получения пассивного дохода к пенсии.
При этом они могут быть уверены, что спрос есть и будет:
  1. Стабилизация экономики и рост деловой активности способствуют увеличению спроса на коммерческую недвижимость. Компании расширяют свой бизнес и нуждаются в новых офисных, торговых и складских площадях.
  2. Сюда же относится увеличение объёмов онлайн-торговли требует больше складских помещений и логистических центров, пунктов выдачи.
  3. Рынок бьюти-услуг постоянно развивается. Только в Краснодаре за прошлый год было открыто 2184 студий для окрашивания и укладки бровей, что на 31% больше, чем было в предыдущем году, а также 2793 маникюрных студии, что составило +123%. При этом мастера сегодня предпочитают работать не на большой салон, а на себя или небольшими командами и для этого им требуется помещение.
  4. Сюда же относятся репетиторы, которые арендуют помещения для занятий с детьми.
Но нужно понимать, что для каждой аудитории характерная своя стратегия, и с ней нужно определиться заранее, если вы хотите инвестировать в коммерческую недвижимость.

Какие сегменты сейчас популярны?

1. Мини-офисы
Мини-офисы представляют собой небольшие коммерческие помещения, предназначенные для индивидуальных предпринимателей и малых бизнесов. Эти пространства можно оборудовать для работы специалистов, а можно сдавать пустое помещение с расчетом, что специалист возьмет оборудование на себя.
Целевая аудитория:
  • Самозанятые специалисты: бьюти-мастера, репетиторы, логопеды, массажисты, маникюрные мастера и другие специалисты, работающие индивидуально или в маленьких командах.
  • Малому бизнесу: небольшие компании, стартапы и фрилансеры, которые не нуждаются в больших офисных площадях.
Преимущества:
  • Низкие затраты на аренду.
  • Возможность гибкой аренды (помесячно, посуточно или почасово).
  • Близость к целевой аудитории и клиентам.
2. Коммерческие помещения от 50 кв. метров.
Коммерческие помещения площадью от 50 квадратных метров предоставляют больше пространства для работы и могут быть использованы как офисы для малых и средних компаний, а также для пунктов выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейсов.
Кому подходят:
  • Малому и среднему бизнесу: компании, которым требуется больше пространства для сотрудников, оборудования и встреч с клиентами.
  • Маркетплейсам и e-commerce: пункты выдачи заказов, склады для хранения товаров и другие логистические цели.
Преимущества:
  • Возможность разделения пространства на зоны для различных задач. Например, вы можете сдавать одно помещение как несколько мини-офисов.
3. Помещения от 300 кв. метров.
Большие коммерческие площади от 300 квадратных метров предназначены для ритейлеров и крупных бизнесов, таких как супермаркеты, магазины одежды, мебельные салоны и другие крупные торговые точки.
Кому подходят:
  • Ритейлерам: крупные магазины, супермаркеты, специализированные торговые точки.
  • Торговым центрам: арендаторы, ищущие большие площади для создания полноформатных магазинов.
Преимущества:
  • Возможность создания крупных торговых точек с широким ассортиментом товаров.
  • Привлечение большого потока клиентов благодаря крупным размерам и удобному расположению.
  • Подходящие для проведения маркетинговых мероприятий и акций.
4. Апартаменты
Тренд продолжает набирать обороты в курортных районах черноморского побережья Краснодарского края, поскольку существует дефицит земельных участков для жилого строительства, а имеющиеся участки для жилого строительства непривлекательны для реализации в парадигме «для собственного отдыха и сдачи в аренду» из-за удаленности от моря.
Кому подходят:
  • Отдыхающим и тем, кто приехал в командировку.
  • Для собственного отдыха.
Преимущества:
  • Привлекательные локации.
  • Возможность высокого пассивного дохода.
Но! В сегодняшних реалиях нужно внимательно рассчитывать доходность и выбирать объект, инфориелторы сильно завышают ее, все нужно взвешивать самостоятельно.

Давайте рассмотрим пример

Если вы рассматриваете инвестиции в коммерческую недвижимость, отличный объект — офис 11,9 кв. метров за 2,8 млн рублей в новом ЖК в Краснодаре.
Офис находится на первом этаже и на него будет постоянный спрос под различные коммерческие объекты: бьюти-услуги, услуги для животных, кофейни, образовательные услуги. Он находится в новом крупном жилом комплексе и наличие услуг в шаговой доступности — цель многих, кто переезжает в такие ЖК, поэтому данная инвестиция будет оправдана.
Для инвестора